Предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации к законопроектам о внесении изменений в статью 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Трудовой кодекс

 
06.03.2019

Предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации к законопроектам о внесении изменений в статью 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Трудовой кодекс

1. Предлагаемая авторами редакция части 1 статьи 13.3 законопроекта обязывает все организации без исключения принимать меры по предупреждению коррупции. Однако перечень таких мер установлен только для организаций, указанных в проектной части 3 той же статьи. Из текста законопроекта не ясно, какие именно антикоррупционные меры должны принимать организации, не выполняющие публичные функции либо не использующие бюджетные средства?

Предлагаемая редакция части 3 проектной ст. 13.3 предусматривает открытый перечень организаций, для которых применение мер по предупреждению коррупции является обязательным. В соответствии с пунктом 9 к таким организациям могут быть отнесены иные организации в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Считаем, что перечень таких организаций должен быть исчерпывающим и конкретизирован.

2. Предлагаем дополнительно проработать финансовые критерии для отнесения организаций, для которых принятие антикоррупционных мер обязательно. Предлагается распространить на хозяйственные общества, имеющие за предшествующий календарный год выручку в размере 2 млрд. рублей и более или по состоянию на конец предшествующего календарного года сумму активов бухгалтерского баланса в размере 2 млрд. рублей и более.

С целью исключения попадания микро и малого бизнеса под новый перечень антикоррупционных мер, предлагается увеличить суммарный доход от закупок по 44-ФЗ по заключенным в течение предшествующего календарного года государственным (муниципальным) контрактам общей стоимостью свыше 300 млн. рублей или определенные в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по заключенным в течение предшествующего календарного года контрактам общей стоимостью свыше 300 млн. рублей.

3. Считаем, что в законопроекте недостаточно определена роль предпринимательского сообщества и ТПП РФ в профилактике коррупции.

В этой связи предлагаем законопроект дополнить новой статьей 13.5 следующего содержания:

«Статья 13.5. Антикоррупционная хартия российского бизнеса.

1. В целях противодействия коррупции и следования высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим законодательству Российской Федерации, общепризнанным международным принципам и нормам, Торгово-промышленная палата Российской Федерации и общероссийское объединение работодателей, представитель которого осуществляет функцию координатора стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, разрабатывают и принимают Антикоррупционную хартию российского бизнеса (далее Хартия).

Хартия определяет основные принципы, процедуры и меры противодействия коррупции в организациях при осуществлении ими предпринимательской деятельности, а также при взаимодействии с государственными органами.

Каждая коммерческая или некоммерческая организация, вне зависимости от формы собственности, масштаба, сферы деятельности, территории размещения вправе присоединиться к Хартии. Присоединение к Хартии означает добровольное принятие организацией обязательства по соблюдению положений Хартии и оформляется включением организации в реестр участников Хартии.

2. Для продвижения и реализации Хартии Торгово-промышленная палата Российской Федерации и общероссийское объединение работодателей, представитель которой осуществляет функцию координатора стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, формируют Объединенный комитет Хартии.

Объединенный комитет Хартии определяет условия и порядок включения организации в реестр участников Хартии, организует систему оценки и общественного подтверждения достаточности антикоррупционных мер, принимаемых в организации.

3. Организация, присоединившаяся к Хартии, подтверждает соблюдение положений Хартии в форме декларирования либо прохождения процедуры общественного подтверждения, после чего срок пребывания организации в реестре участников Хартии продлевается.

4. Прохождение организацией процедуры общественного подтверждения свидетельствует о выполнении обязанностей по принятию мер профилактики и противодействия коррупции и учитывается при осуществлении государственного контроля за реализацией требований антикоррупционного законодательства.

5. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функции по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, оказывает Объединенному комитету Хартии методическое и организационное содействие.».

Однако в рассматриваемой версии законопроекта 1 данные предложения Палаты не учтены.

4. Конкретизировать категорию работников организаций, для которых в локальных актах устанавливается обязанность по противодействию коррупции. Например, установить такую обязанность для работников, круг обязанностей которых связан с коррупционными рисками и предполагает возможность совершения ими соответствующих правонарушений, а не на всех работников.

Кроме того, с точки зрения юридической техники представляется нецелесообразным вносить в ТК РФ ссылки на конкретные федеральные законы, изменение которых потребует корреспондирующих изменений в ТК РФ, а также на неопределенный круг иных федеральных законов. Полагаем, что проектируемая часть пятая статьи 8 ТК РФ должна соответствовать статье 5 ТК РФ, предусматривающей, в частности, что нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах должны соответствовать настоящему Кодексу, если они применяются в трудовых отношениях.

5. Во избежание формального соблюдения требования законопроекта, необходимо установить разумный срок для внедрения антикоррупционных мер по новым правилам, например не менее 6-ти месяцев.

6. Предлагаемые изменения Закона о противодействии коррупции предусматривают обязательное принятие мер по предупреждению коррупционных правонарушений хозяйственными обществами, учредителями или контролирующими лицами которых являются государственные корпорации (компании) или публично-правовые компании. Нет определенности с распространением требования об обязательном принятии мер по предупреждению коррупционных правонарушений на государственные унитарные предприятия. Государственные унитарные предприятия названы в числе организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и в которых также обязательно должны принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений.

Не учитывается, что государственные унитарные предприятия к хозяйственным обществам не относятся, что исключает возможность распространения на них положений пункта 5 статьи 1 Закона о противодействии коррупции в предлагаемой редакции.

Государственные унитарные предприятия также не могут быть отнесены к числу организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (подп. «б» пункта 6 статьи 1 Закона о противодействии коррупции в предлагаемой редакции).

Вообще сама конструкция «организация, созданная для выполнения задач, поставленных перед органами власти» очень неопределенна. По смыслу антикоррупционного законодательства, речь идет об организациях, находящиеся в ведомственном подчинении (ведении) соответствующих федеральных государственных органов или госкорпораций (государственные учреждения и предприятия).

Государственные унитарные предприятия могут создаваться как уполномоченными государственными органами (пункт 3 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и государственными корпорациями и компаниями. К примеру, такие госкорпорации как Росатом, Ростехнологии и Роскосмос, государственная компания Росавтодор осуществляют права собственника имущества в отношении федеральных государственных унитарных предприятий. То есть такие унитарные предприятия находятся в их прямом или косвенном (фактически – административном) подчинении.

При этом Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – Закон об унитарных предприятиях) не содержит требований об обязательном указании в уставе государственного унитарного предприятия такой цели их создания как выполнение задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации.

Устав унитарного предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия (статья 9 закона об унитарных предприятиях). Представляется, что речь идет о гражданско-правовых целях, предмете и видах деятельности унитарного предприятия как коммерческой организации (в частности, извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (пункт 1 статьи 49, пункт 1 ст. 50 ГК)).

При таких обстоятельствах унитарные предприятия не могут быть отнесены к числу организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами и органами местного самоуправления.

В этой связи распространение положений законопроекта об обязательном принятии мер по предупреждению коррупционных правонарушений на государственные унитарные предприятия носит неопределенный характер.

Использование неустоявшихся и не определенных конструкций в антикоррупционном законодательстве само создает предпосылки для коррупционных проявлений.

7. По существу предлагаемой редакции статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции необходимо отметить, что изменяется сам предмет регулирования. На организации теперь возлагается обязанность по принятию мер по предупреждению коррупционных правонарушений. В действующей редакции статьи 13.3 закона говорится о мерах по предупреждению коррупции.

Коррупционное правонарушение – широкое понятие. К таким правонарушениям относят деяния, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Законопроект во взаимосвязи с предлагаемыми изменениями Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает отнесение локальными актами организаций обязанностей работников в сфере противодействия коррупции, к числу трудовых обязанностей. Соответственно, за нарушение работником трудовых обязанностей могут быть применены меры ответственности, предусмотренные Трудовым кодексом.

Тем самым понятие коррупционного правонарушения еще больше расширяется.

Кроме того, статья 13.3 закона к мерам по предупреждению коррупции относит определение должностных лиц организации, ответственных за работу по предупреждению коррупционных правонарушений.

Законодательство не содержит ответа на вопрос, какие из работников организации относятся к категории «должностных лиц».

В Трудовом кодексе используется понятие «должностное лицо», но определения должностного лица кодекс не содержит. Законодательство (Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ) содержит различное определение понятия «должностное лицо», к которым не относятся работники, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

То есть, при каких обстоятельствах организация будет признана исполнившим данное требование федерального закона пока не известно.

Памятка для предпринимателей "Противодействие коррупции", разработанная Генеральной прокуратурой Российской Федерации (скачать или пройти по ссылке)


Возврат к списку

Яндекс.Метрика