Законотворчество

 
02.09.2013

Законотворчество

Дополнения в ФЗ «О саморегулируемых организациях»


На саморегулируемые организации возложена обязанность создать и вести сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В их электронные адреса включены доменные имена, права на которые принадлежат этим саморегулируемым организациям.

Кроме того, дополнена глава 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положениями об административной ответственности за нарушение установленных законодательством России требований к раскрытию саморегулируемой организацией информации.


Внесены изменения в главы 21 и 25 Налогового кодекса РФ


ФЗ уточняет порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость операций, совершаемых при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, а также порядок налогообложения налогом на прибыль организаций доходов, получаемых от указанной деятельности.


Внесены изменения в Земельный кодекс РФ


Федеральным законом регулируются отношения, связанные с прекращением прав на земельные участки.


Основаниями для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком являются ненадлежащее использование земельного участка, в том числе использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, а также изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд и иные предусмотренные федеральными законами случаи.


Малый бизнес в ожидании немалых перемен


Госдумой принят во втором чтении правительственный законопроект № 201812-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», содержащий ряд ключевых предложений ТПП России и бизнеса:
• распространение льготного порядка приватизации на все арендуемые малым бизнесом помещения, независимо от размера их площади;
• предоставление добросовестным арендаторам права выкупа помещений, включенных в региональные и муниципальные перечни недвижимого имущества, запрещенного к приватизации и предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
• закрепление минимального срока рассрочки оплаты стоимости имущества (не менее трех лет) с уточнением термина "рассрочка", а также отмена требования первоначального взноса и установление ежеквартальных равных выплат;
• продление срока действия Закона о «малой приватизации» до 1 июля 2015 года;
• предоставление права преимущественного выкупа помещений, арендуемых в течение двух лет до 1 сентября 2012 года, то есть без привязки к дате вступления в силу Закона о «малой приватизации».


Навстречу государственно-частному партнерству


Продолжается подготовка ко второму чтению проекта № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». По мнению Палаты РФ, законопроект, принятый в первом чтении, по-прежнему не устанавливает на законодательном уровне возможность применения различных форм ГЧП. В этой связи Палата РФ считает, что ГЧП могло бы осуществляться в формах:

- концессионного соглашения;

- предоставления публичным партнером частному (частным) партнеру (партнерам) субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по обязательствам частного (частных) партнера (партнеров), инвестиционного налогового кредита, финансирования или софинансирования предусмотренных соглашениями о государственно-частном партнерстве мероприятий;

- предоставления публичным партнером частному (частным) партнеру (партнерам) в соответствии с земельным законодательством земельных участков, передачи на договорнойоснове частному партнеру иного недвижимого и (или) движимого имущества;

- иных не запрещенных законодательством формах.


Кроме того, ТПП РФ предложила применять единые подходы проведения конкурсных процедур на право заключения соглашений о ГЧП и четко определить их в федеральном законодательстве.


Новая налоговая политика - на старые рельсы


Правительство РФ в целом одобрило Основные направления налоговой политики России на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Однако, как отметил министр финансов РФ А. Г. Силуанов, документ будет еще дорабатываться по ряду направлений. Главные тезисы позиции ТПП РФ в целом сводятся к следующему.


В Основные направления впервые включен раздел «Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности», но так и не появился тезис, что налоговая нагрузка на бизнес в будущем увеличиваться не будет. Однако не поддерживается подход, когда при определении налоговой нагрузки в России берется в расчет среднеарифметическая нагрузка в странах ОЭСР и делается вывод, что в нашей стране нагрузка на бизнес менее обременительна. Полагаем, что в данном случае нужно ориентироваться на страны, которые, как и Россия, экспортируют сырье (в первую очередь Канада и Австралия) и имеют схожую с нами структуру экономики. В указанных государствах уровень нагрузки на бизнес существенно меньше. Кроме того, нужно принимать во внимание совокупную фискальную нагрузку на бизнес, включающую высокие страховые взносы, и пр.


Палата отметила, что нивелировать некоторые издержки для отечественных производителей после вступления России в ВТО можно, в том числе и налоговыми мерами. Палата РФ поддержала принятый Государственной Думой в сентябре 2012 года пакет законопроектов, направленных, в частности, на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. В будущем ряд подобных мер можно продумать и для легкой промышленности, и других отраслей, что позволит им эффективно конкурировать с иностранными производителями. Однако в Основных направлениях данной теме внимание, к сожалению, не уделено.


Кроме того, на наш взгляд, Основные направления, кроме проекта закона о налоговом стимулировании инвестиционных проектов Дальнего Востока и Забайкалья, не содержат иных значимых мер стимулирования инвесторов, хотя эта цель позиционируется как одна из главных по всему тексту документа. В документ также не заложены меры налоговой поддержки малого и среднего бизнеса на среднесрочную перспективу, стимулирования инновационного развития.


Вызывает обеспокоенность, что Основные направления практически не синхронизированы с дорожной картой АСИ «Совершенствование налогового администрирования», которая рассчитана на 2013-2014 годы, разрабатывалась с участием бизнеса, ТПП РФ, Минфина и находится сейчас на выходе.


В Основных направлениях не говорится про гармонизацию налогового законодательства стран - участниц Таможенного союза. Российская налоговая система не выдерживает конкуренции с такими странами, как Казахстан и др. Необходимо смелее заимствовать прогрессивный опыт наших соседей.


Также Палата РФ, поддерживая в целом курс на борьбу с фирмами-однодневками, посчитала меры, предусмотренные в Основных направлениях (в части блокировки счетов, доступа к банковской тайне), избыточными.

КОРОТКО:

Минюст России издал приказ № 68, которым определил формы документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций. Указанные формы утверждены Федеральной налоговой службой для государственной регистрации юридических лиц.
 

Внесены изменения в Налоговый кодекс


Федеральным законом сельскохозяйственным производственным кооперативам, осуществляющим рыболовство (включая рыболовецкие артели (колхозы), предоставляется право применять нулевую ставку налога на прибыль организаций при налогообложении доходов от деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции (уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов).

Совершенствование порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в России


В ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вносятся изменения, согласно которым работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли.

Также устанавливается, что квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Внесены изменения в закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов


ФЗ упраздняются не реализуемые Банком России полномочия по определению порядка совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники.

Кроме того, устанавливается перечень наличных денежных расчетов, при совершении которых на кредитные организации распространяются общие правила применения контрольно-кассовой техники.

Уточняется порядок применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями. Федеральным законом также определяется понятие «банкомат» — устройство, которое обеспечивает не только прием, но и выдачу наличных денежных средств.

Подписан закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей в России


ФЗ определяются правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный), а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации сроком на пять лет.

Федеральным законом определено, что Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Федеральным законом Уполномоченный наделен широкими полномочиями по защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Он вправе разъяснять заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, направлять в эти органы заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов, обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Он также наделен рядом иных полномочий.

Федеральным законом предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заключаем сделки по новым правилам


Госдумой в третьем чтении принят блок изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающийся положений о сделках. Они затрагивают ряд важнейших аспектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С принятием поправок оспаривать сделки станет сложнее. Стремясь обеспечить стабильность гражданского оборота, законодатель сократил возможность в судебном порядке признавать сделки недействительными. Например, сделки, совершенные с нарушением закона, теперь будут оспоримы, а не ничтожны. К ничтожным будут отнесены лишь сделки, соответствующие двум критериям: они не только нарушают закон, но и посягают на публичные права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

С вступлением в силу поправок у предпринимателей появится возможность выдавать специальную так называемую безотзывную доверенность, в то время как сейчас отозвать доверенность можно в любое время.

Важное практическое значение имеет закрепление в Гражданском кодексе понятия «нотариальное удостоверение сделки». Это означает, прежде всего, проверку нотариусом законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение. Большая часть принятых изменений вступит в силу с 1 сентября 2013 года.

Налог на недвижимое имущество - недалекая перспектива


Правительство РФ подготовило поправки к проекту ФЗ № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», предусматривающие введение налога на недвижимое имущество.

Планируется, что новый налог вводится в силу с 1 января 2014 года, до 1 января 2018 года устанавливается переходный период, в течение которого органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению принимать решение о его введении или применять действующие земельный налог и налог на имущество физических лиц.

При обсуждении проекта поправок ТПП РФ отмечала, что в ряде мест фискальная нагрузка на граждан может возрасти в 10 и более раз, при этом разработчиками не представлена оценка социально-экономических последствий вступления закона в силу.

Льготы по налогу на недвижимое имущество в НК РФ не предусмотрены и могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Фактически это приведет к тому, что они не будут установлены.

ТПП РФ полагает, что целесообразно провести дополнительное обсуждение и доработку проекта.
 

 КОРОТКО:

- Депутатами Госдумы внесен проект ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Законопроект предусматривает переход к применению дифференцированного подхода при установлении страховой нагрузки на самозанятых граждан (в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности). Так, для индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 тыс. рублей предлагается исчислять взносы в Пенсионный фонд РФ исходя из 1 МРОТ. Для тех, чей годовой доход превышает 300 тыс. рублей - 1 МРОТ плюс 1 % от суммы превышения фактически полученного предпринимателем годового дохода над «пороговой» величиной, равной 300 тыс. рублей. ТПП РФ поддерживает законопроект.

- Состоялось заседание Комитета ГД по бюджету и налогам, на котором рассматривался законопроект "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", внесенный депутатами Р. М. Марданшиным, В. В. Климовым, Т. О. Алексеевой, А. Ю. Мургой и др. Проект предусматривает освобождение налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета. За эту меру выступала ТПП России и другие объединения предпринимателей. По итогам заседания комитет рекомендовал авторам, не отзывая, перевнести законопроект с учетом замечаний комитета.


Использована информация из Аналитического обзора о состоянии и проблемах российского законотворчества, подготовленного юридическим департаментом ТПП РФ. Полностью смотрите на сайте www.tpprf.ru в разделе "Законотворческая деятельность".

Возврат к списку

Яндекс.Метрика